После кога, следующим этапом стала «каракка» — тип судна, чье использование приняло широкое распространение в Средиземноморье и Атлантическом океане в начале XV в. Характерным для каракки было наличие мачты с прямым парусным вооружением, расположенной чуть впереди миделя (середина корпуса судна), и задней мачты с косым латинским парусом.
Ранее изображение каракки можно найти на картине Жентиле де Фабриано, хранящейся в Ватиканском музее. Запечатленная художником каракка имеет квадратный грот, снабженный «бонетом», т. е. полосой парусины, добавленной к нижней кромке паруса для увеличения его полезной площади. Это небольшая каракка с одной мачтой, вооруженной прямым парусом, и одной мачтой с латинским парусом на корме. Другой характеристикой этого типа судна является то, что его носовая надстройка (полубак) сильно выступает вперед за форштевень, обычно располагаясь над бушпритом, причем эта надстройка всегда бывает высотой в два, а то и в три твиндека.
В XV и XVI столетиях размеры каракки увеличивались, и её паруса крепились на четырех мачтах, причем две передние были вооружены прямыми парусами, а две задние — косыми латинскими. В дополнение под бушпритом, подобно парусу «долонис» на римских кораблях, ставился еще один прямой парус, получивший название «блинд». В то время, как у прежних каракк обе мачты с прямым парусным вооружением имели только по одному рею и по одному парусу, в период примерно от 1500 до 1520 г. стал применяться второй рей для марселя (вер-хний парус, иногда второй и третий снизу парус) на судах с прямым парусным вооружением. Этот парус изображен на картине, хранящейся в Гринвичском военно-морском музее, на которой представлена португальская каракка «Санта Катерина до Монте Синай», и которая может быть датирована приблизительно 1520 г. Дальнейшее увеличение парусности было достигнуто благодаря добавлению брамреев на двух мачтах с прямыми парусами и двух косых латинских парусов на обеих задних мачтах, как это видно на знаменитой английской каракке «Хенри Грейс а Дьё», построенной в 1514 г.