
Общая схема маневрирования в Цусимском бою (Перейти к изображению)

Вице-адмирал Хейхатиро Того (Перейти к изображению)
Японцы в этом столкновении на близких дистанциях пострадали сравнительно мало — взаимное расположение противников было таково, что стрелять по ним могли только головные русские корабли и только частью своих орудий. На «Shikishima» снаряд пробил каземат № 6 и вывел из строя его орудийную прислугу. На «Nishin» снаряд оторвал ствол 203-мм орудия. Таким образом, пассивные действия Рожественского в начале боя, в сочетании с плохой организацией артиллерийского огня, привели к потере управления эскадрой, что фактически означало ее поражение. Вслед за выходом из строя «Князя Суворова», шедшие следом «Император Александр III» и «Бородино», действуя в духе полученного ранее приказа, доблестно сражались, но раз за разом подставляли голову русской колонны под сосредоточенный огонь противника. Неуправляемый «Князь Суворов» вскоре после поворота «Бородино» на юг оказался под расстрелом «Mikasa», «Shikishima» и пяти крейсеров Камимуры. Новые попадания вывели из строя носовую 305-мм башню, произвели опустошения среди матросов и офицеров, пытавшихся тушить пожары. К этому времени «Суворов» получил не менее 60 снарядов крупного и среднего калибров. Пострадали и три других сильнейших русских корабля, но «Бородино» и «Орел» еще сохраняли боеспособность. Боеспособным был и «Mikasa», пораженный уже 25 русскими снарядами.
В течение следующих 35 минут японцы находились в полном неведении о местонахождении русских кораблей, но упорное стремление 2-й Тихоокеанской эскадры на север облегчало поиски.
К 15.40 капитан 1 ранга П.И. Серебренников вновь вывел эскадру на курс норд-ост 23 градуса. За «Бородино» следовали «Орел» и «Император Александр III». В кильватер последнему собрался вступить старший из оставшихся в строю флагманов — контрадмирал Небогатое. Его «Император Николай I», имея за собой три броненосца береговой обороны, обходил слева растянувшиеся корабли 2-го отряда — «Сисой Великий», «Наварин» и «Адмирал Нахимов». В это время слева из мглы показались пять крейсеров Камимуры, за которыми следовал отряд адмирала Того.
Во время 40-минутного боя японцы вновь обогнали русскую эскадру, а между сражавшимися колоннами зигзагами двигался полуразрушеннный «Князь Суворов». Он невольно сближался с противником до 11 кабельтовых (2 км), тогда как дистанция между главными силами составляла 30—35 кабельтовых. Для прикрытия флагманского корабля «Бородино» склонился на восток.
В этой фазе боя вновь сказалось превосходство японцев в организации эскадренного огня. «Суворов» лишился передней трубы. Все его башни его молчали. Только две 75-мм пушки продолжали вести огонь. Британский морской атташе кэптен Пакингхем написал в своем официальном донесении: «Залитый сплошным морем огня, русский флагман продолжал свою неравную борьбу. Никогда еще человеческое мужество и сила духа не доходили до столь невероятных пределов, и слава, которую навеки стяжал себе «Суворов», увенчает не только его доблестный экипаж, но и весь русский флот, всю Россию и даже все человечество!.. Это герои не только сегодняшнего сражения, но всех времен».
Новые повреждения получили «Бородино», «Орел» и «Император Александр III». На «Орле» оторвало часть ствола левого 305-мм орудия носовой башни. Русские корабли отвечали противнику довольно точным, но совершенно не сосредоточенным огнем.
Попадания тяжелых снарядов получили «Mikasa» и «Nishin». На флагманском корабле Того через пробоину в броневом поясе затопило еще одну угольную яму. Осколки снаряда, поразившего носовую башню «Nishin», проникли в боевую рубку, ранив младшего флагмана вице-адмирала С. Мицу. В правом 305-мм орудии носовой башни «Shikishima» преждевременно разорвался собственный снаряд. Орудие было разрушено, временно вышла из строя и сама башня.
Явный огневой перевес и сравнительно небольшие повреждения своих кораблей позволяли Того сблизиться для довершения разгрома противника. Вместо этого он, не разобравшись в обстановке, осложняемой мглою и дымом от пожаров на русских кораблях, отвернул маневром «все вдруг» влево и вышел из боя. «Бородино» тем временем постепенно склонился к югу, выведя эскадру к району боя крейсерских отрядов. Русские броненосцы прошли между своими и японскими крейсерами, отогнав последние. Главные силы вновь потеряли друг друга из виду.
Старший офицер «Бородино» капитан 2 ранга Д.С. Макаров опять повел эскадру на север. В сложившейся обстановке разумным решением являлось отступление к югу, чтобы уклониться от продолжения боя.
Но старпом головного корабля не принял самостоятельного решения — он выполнял приказ адмирала. Подбитый же флагманский корабль остался позади. До сих пор он с помощью других кораблей успешно отразил две минные атаки, но уже не мог справиться с громадным пожаром, который сделал его похожим на вулканический остров. Около 17.30 эсмине «Буйный» снял с «Суворова» раненого Рожественского, уцелевших офицеров штаба и несколько матросов (23 человека).
Обреченный броненосец, несмотря на огромные повреждения, оставался на плаву. Вечером его атаковал 2-й отряд миноносцев капитан-лейтенанта Фудзи-мото, который выпустил в левый борт корабля четыре 356-мм торпеды. По некоторым сведениям пушки броненосца уже молчали, но уцелевшие матросы отстреливались из винтовок. После двух или трех торпедных взрывов «Князь Суворов» медленно перевернулся и через 10 минут скрылся под водой. Судьбу корабля разделил весь его экипаж.
Почти одновременно погибли два однотипных корабля, вынесшие основную часть дневного боя. В 17.40 эскадру, которую вел «Бородино», догнал отряд адмирала Того. Строй русских растянулся — строго в кильватер «Бородино» шел только «Орел». «Император Александр III», заливаемый водой через носовые пробоины, заметно отстал. За ним следовал отряд Небогатова, позади и левее которого держались «Сисой Великий», «Наварин» и «Адмирал Нахимов».
В последней фазе дневного сражения Того, боясь снова потерять русскую эскадру, отказался от охвата и вел бой на параллельных курсах. В 17.52 японцы, сохранившие в строю четырнадцать 305-, одно 254- и четыре 203-мм орудия, открыли огонь с дистанции около 39 кабельтовых (7,2 км) по головным кораблям, которые ответили из семи 305-мм пушек и уцелевших 152-мм башен правого борта. Условия стрельбы были неблагоприятны для броненосцев Того — русские оказались на фоне заходящего солнца. С уменьшением дистанции до 30 кабельтовых видимость улучшилась, к 18.14 «Бородино» получил несколько попаданий и начал скрываться в дыму. Японцы временами переносили огонь на «Орел», стрелявший, по признанию противника, довольно точно. На «Mikasa» 152-мм снаряд вывел из строя казематное орудие. В 18.26 флагман Того получил попадание 12-дюймового снаряда. Адмирал, который весь день провел на открытом мостике, приказал увеличить дистанцию. В самом начале этой фазы боя «Mikasa» постигла участь «Shikishima»: правое 305-мм орудие носовой башни разорвал собственный снаряд. Левое возобновило огонь только через 36 минут.