
75-мм скорострельная противоминная пушка Канэ (Перейти к изображению)

150-мм скорострельное орудие Круппа (1895 г.) (Перейти к изображению)

152-миллиметровое скорострельное орудие Канэ (1896 г.) (Перейти к изображению)

Десятиствольная 10-мм митральеза Гатлинга (Перейти к изображению)

Пятиствольная револьверная 37-мм пушка Гочкиса (Перейти к изображению)
Важный рубеж в развитии вооружения удалось перейти благодаря замене дымного черного пороха (из серы, угля и селитры) на бездымный (получаемый при обработке целлюлозы азотной кислотой). Новый порох при сгорании обеспечивал значительно большую энергию. Кроме того, при выстреле он не давал густых, медленно расходящихся клубов дыма, окутывавших корабль и сильно мешавших управлению артиллерийским огнем.
Перевод орудий главного калибра на поршневые затворы, введение механизированных систем подачи боеприпасов. переход на бездымный порох — все это позволило увеличить их скорострельность. Если 12-дюймовки начала 90-х годов производили один выстрел в 3—5 минут, то через десять лет они могли давать залп каждые 60—90 секунд.
Распространение на кораблях средней скорострельной артиллерии привело к тому, что для защиты от нее пушки главного калибра в барбетах стали прикрывать броней, сначала тонкой, а потом все более и более солидной. Постепенно барбетные установки полностью были вытеснены башенными.
К концу XIX века во всех странах утвердился взгляд на корабельную артиллерию как на главное оружие флота. Однако вместе с тем считалось, что потопление крупного броненосного корабля одним только артиллерийским огнем мало реально. Теоретики были уверены, что мощность броневой защиты вынудит вести бой на дистанциях не свыше 10—15 кабельтовых (1,8—2,8 км), позволяющих броненосцам применять свое торпедное вооружение, а также таран.
Именно из таких соображений определяли на всех флотах огневые задачи тому или иному калибру орудий и осуществляли практическую подготовку личного состава.
Основной задачей орудий главного калибра считалось поражение бронебойными снарядами жизненно важных частей вражеского корабля, защищенных наиболее мощной броней.
Орудия среднего калибра предназначались для разрушения слабозащищенных или вовсе не прикрытых броней частей корабля фугасными снарядами. Благодаря относительно высокой скорострельности (по сравнению с ГК), именно средний калибр считался в то время «главным», что выразилось в повсеместном стремлении к увеличению числа его стволов.
В 80-е годы XIX-го века на всех флотах мира самое широкое распространение получили миноносцы. Как это обычно бывает при появлении принципиально нового вида оружия, их боевые возможности сильно преувеличивались. Наиболее ярким выражением данной тенденции стала так называемая «молодая школа» адмирала Гиацинта Оба — морского министра Франции.
Согласно его взглядам, вместо немногочисленных дорогих броненосцев следовало строить сотни дешевых миноносцев, способных утопить любой броненосный флот.
Конечно, подобные взгляды были крайностью, однако вполне реальная угроза атак миноносцев заставляла конструкторов устанавливать на боевых марсах, надстройках, верхних палубах броненосцев десятки револьверных пушек и митральез калибром от 10 до 75 мм.
Механические приводы наведения имели только башенные орудийные установки. Все остальные наводились вручную. Наводку на цель производили, как правило, с помощью орудийных прицелов, в конструкции которых постепенно стали применять первые оптические приспособления.
В 80-е годы началось внедрение первых, еще весьма примитивных приборов управления артиллерийским огнем, позволявших передавать стреляющим комендорам целеуказания, начальные установки прицела и целика, указания типа боеприпасов и вида огня. Все необходимые расчеты артиллерийские офицеры выполняли вручную по типовым таблицам. Наиболее узким местом являлось определение дистанции. Только в конце 90-х годов появились первые внутрибазовые дальномеры.
При этом качество бронирования и вооружения продолжало непрерывно совершенствоваться.
Стала также ясной важность преимущества в скорости над кораблями противника. Применение водотрубных котлов, повышение давления пара в них, внедрение машин тройного расширения — все это позволило быстро увеличить скорость полного хода броненосцев с 15—16 узлов до 17—19. Но дальнейший прирост скорости могли обеспечить только паровые турбины и котлы высокого давления.
В итоге к началу XX века, после долгих поисков, был выработан основной тип боевого корабля для генерального сражения — «классический» эскадренный броненосец.
Он нес 4 орудия крупного калибра (11—13 дюймов), 12—16 орудий среднего калибра (5—7 дюймов). 20—48 малокалиберных противоминных пушек, 3—6 торпедных аппаратов и несколько паровых минных катеров, развивал ход 17—19 узлов, имел бронированную поверхность в 60—65% от площади борта, при водоизмещении 13—15 тысяч тонн.
Дальнейшая эволюция эскадренного броненосца привела к появлению в 1906—15 гг. в составе флотов главных морских держав так называемых дредноутов и сверхдредноутов, вооруженных орудиями калибра до 15 дюймов (381 мм) с центральной наводкой, имевших турбинные силовые установки, сплошное бронирование борта и мощную противоминную защиту.