Дизели на военных кораблях

14 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя South_Dakota
Не в сети
Регистрация: 12.03.2012
Сообщения: 30
Дизели на военных кораблях

На мой взгляд есть большая и интересная тема, которую можно обсудить. Вот до сих пор говорят "пароход". А почему? Да привыкли все к этому слову. Между тем господству пароходов давно нанесен чувствительный удар. Предлагаю поговорить о непростой судьбе дизельного двигателя на военных кораблях. Дизель был изобретен намного раньше, чем стал использоваться. Но турбина не спешила сдавать позиции.

Аватар пользователя Yanagan
Не в сети
Регистрация: 11.03.2012
Сообщения: 24

Это и правда интересная тема.
Еще в 1910 - м году, Юнкерс, ратовавший за дизельный двигатель на транспорте, с удивлением узнал, что в России применение на надводных судах двигателей внутреннего сгорания в России нужно считать совершившимся фактом, и что еще в 1908 году Балтийским судостроительным заводом построена флотилия речных броненосных лодок на реке Амур, и что эта флотилия благополучно плавает вот уже третий год, причем никаких жалоб на двигатели не было, и лодки, имея тысячи тони водоизмещения, броню, артиллерию и осадку всего четыре с половиной фута, свободно развивали 12 узлов хода.
До этого момента он считал, что Германия лидирует в этом вопросе так как построенный там пароход, имеющий вместо паровых машин двигатели внутреннего сгорания, спущен благополучно и ходил в море на испытание, причем развил скорость около семи узлов.

Аватар пользователя Nikij
Не в сети
Регистрация: 01.04.2012
Сообщения: 27

Преимущества дизельного двигателя на корабле очевидны. Экономичность, большой запас хода, возможность поставить более мощный двигатель и получить высокую скорость. Может быть на заре внедрения дизелей в кораблестроении и нужно было быть Юнкерсом, что бы увидеть перспективу...

Аватар пользователя Smok
Не в сети
Регистрация: 16.03.2012
Сообщения: 44

Вообще то русские в этом деле были впереди не только Юнкерса, но и впереди планеты всей...
Россия с ее громадными запасами нефти искала сбыт жидкому минералу. Потребность в двигателе, работающем на сырой нефти, была настолько велика, что Россия, которая приобрела лицензию на право постройки дизель-мотора одной из последних, очень быстро пошла вперед в этом деле.
В 1903 году на Выборгской стороне в Петербурге был спущен первый в мире теплоход — нефтеналивная баржа «Вандал». А к 1912 году из 16 крупных теплоходов с двигателями мощностью свыше 600 л. с. 14 были выстроены на русских верфях и снабжены русскими двигателями.
И потому нет ничего удивительного, что именно русским инженерам и кораблестроителям первым пришла мысль использовать неоспоримые преимущества мотора на крупных военных судах.

Аватар пользователя Azazalo
Не в сети
Регистрация: 11.03.2012
Сообщения: 23

Не удивительно, что Россия оказалась первой в этом вопросе. Стоит только прояснить ту ситуацию в которой он а находилась. С одной стороны отсутствие дешевого высококачественного угля огромная протяженность береговой линии, отсутствие баз и заправочных станций для бункеровки на всем пути от Балтики до Дальнего Востока. С другой стороны значительные запасы нефти.
В случае войны, флот, находящийся в далеком плавании мог был поставлен под угрозу, как например эскадра Рождественского.
Вот почему ни в одной из стран Европы и Америки не было столь стремительного развития судового дизелестроения, как в России. Первый в мире проект линкора, на котором предполагалось установить дизель-моторы вместо паровой машины, принадлежал корабельному инженеру В. Катышеву. Проект был представлен на конкурс в Морской отдел Русского технического общества, где 7 апреля 1905 года был рассмотрен и удостоен премии.
Как всегда проект после похвал положили под сукно.

Аватар пользователя Smok
Не в сети
Регистрация: 16.03.2012
Сообщения: 44

Это как сказать, может и правильно положили. Производство дизелей было не отлажено, особенно таких крупных, они были крайне не надежны, что сводило все преимущества к нулю. В морском министерстве сидели осторожные люди.

Аватар пользователя Yanagan
Не в сети
Регистрация: 11.03.2012
Сообщения: 24

Кстати говоря, знаменитые немецкие карманные линкоры тоже были дизельными. Но хотя по Версальскому договору немцы не могли строить суда более 10 000 т. карманные линкоры имели водоизмещение в 15900т. Немцы пользуясь тем, что другие страны не имели опыта создания крупных дизельных установок, утверждали, что создали особо легкие машины для этих кораблей. Так же они широко применили легкие сплавы и добились снижения веса по сравнению с зарубежными аналогами на 700 т. Так что технический прогресс и... обман позволили создать столь мощные корабли.

Аватар пользователя Stromberg
Не в сети
Регистрация: 08.03.2012
Сообщения: 66

При одинаковом водоизмещении с вашингтонскими крейсерами корпус германских кораблей оказался на 700 т легче, что было достигнуто благодаря широкому применению электросварки, легких металлов и сплавов. Этот выигрыш в весе позволил надежно защитить большую поверхность более прочной, нежели у крейсеров, броней. Мощная артиллерия корабля из шести 280-мм и восьми 130-мм пушек могла обрушить на противника за минуту свыше 7 т металла — вдвое больше, чем вашингтонские крейсеры. А вес снарядов дальнобойных немецких орудий был в 2,5 раза больше, чем у английских, — 304 кг против 120 кг. Вооружение дополняли многочисленные зенитные установки и два счетверенных торпедных аппарата.
Но самым достопримечательным в германских кораблях было то, что впервые в мировой практике в качестве главных двигателей были установлены восемь двухтактных дизелей
двойного действия по 7100 л. с. каждый. На один вал работали четыре дизеля, соединенных с редуктором через гидравлические муфты. На полном ходу — 28 с лишним узлов. Мощность уникальной установки достигала почти 57 тыс. л. с. Дальность плавания благодаря очень малому расходу горючего была громадна — 18 тыс. морских миль. Специалисты не без оснований приписывали даже самую возможность появления таких кораблей именно дизельной установке — установке рекордно экономичной и потому особенно выгодной для крейсеров.

Аватар пользователя Гаттерас
Не в сети
Регистрация: 01.04.2012
Сообщения: 30

Azazalo написал:
Первый в мире проект линкора, на котором предполагалось установить дизель-моторы вместо паровой машины, принадлежал корабельному инженеру В. Катышеву. Проект был представлен на конкурс в Морской отдел Русского технического общества, где 7 апреля 1905 года был рассмотрен и удостоен премии.
Как всегда проект после похвал положили под сукно.

Хочу добавить по проекту Катышева, все же первый в мире проект дизельного линкора.
При скромном водоизмещении в 10 тыс. т дизельный линкор русского инженера нес мощное артиллерийское вооружение из восьми 305-мм и двадцати 120-мм пушек, 200-мм броня служила надежной защитой надводного борта, артиллерии и боевой рубки. Совокупная мощность дизель-моторов позволяла кораблю развивать скорость до 18 узлов, а благодаря малому расходу горючего он мог, не пополняя запасов топлива, пройти 18 тыс. миль. Реверсирование осуществлялось с помощью электромоторов, насаженных прямо на гребные валы.
Менее чем через месяц другой инженер, Д. Филиппов, убеждая чиновников Морского технического комитета принять его проект переделки уже заложенных броненосцев типа «Андрей Первозванный», доказывал им: «В результате замены паросиловой установки дизельной мы получили бы броненосец с громадным радиусом плавания, что-то около 26 тыс. миль, с могучей артиллерией, с сильной броневой защитой и с такими тактическими свойствами, о каких невозможно и мечтать для паровых броненосцев». Проект был принят к сведению, оприходован в канцелярии и отправлен пылиться на вместительные полки министерского архива.
Аватар пользователя Smok
Не в сети
Регистрация: 16.03.2012
Сообщения: 44

Был такой немецкий адмирал Редер. Дальновидный адмирал Коломб уже в конце 19 - го века понимал: «Силы, достаточные для обладания морем, могут быть совершенно бесполезными для защиты торговли». Редер прекрасно понимал истину этого утверждения и не пытался превзойти флот Англии. Он не мечтал создать флот, сопоставимый по мощи с английским, он решил, что главный удар германского флота в будущей войне следует направить на подрыв британских коммуникаций. Причем выполнение этой задачи Редер решил возложить не только на подводный флот, но и на надводные корабли.
Ежедневно в порты Великобритании должно было прибывать не менее 20 судов со 120 тыс. т жизненно необходимых грузов. Для охраны этого гигантского грузопотока было недостаточно даже самого мощного в те годы английского флота.
В следствие этой доктрины и было принято решение о строительстве карманных линкоров. Судьба Англии, таким образом, оказалась зависимой от боевых качеств германских кораблей, разработка которых началась сразу же после первой мировой войны.

Аватар пользователя Nikij
Не в сети
Регистрация: 01.04.2012
Сообщения: 27

А кстати о карманных линкорах. Один из них Адмирал Шеер, лежит захороненный под одной из площадей города Киля в районе порта. Его на этом месте утопили бомбовым ударом 9 апреля 1945 года. Корабль затонул и при этом перевернулся. Его решили не поднимать и засыпали обломками разрушенных зданий. Таким образом Адмирал Шеер единственный корабль захороненный в земле.

Аватар пользователя Rainbow
Не в сети
Регистрация: 08.03.2012
Сообщения: 32

Azazalo написал:

Первый в мире проект линкора, на котором предполагалось установить дизель-моторы вместо паровой машины, принадлежал корабельному инженеру В. Катышеву. Проект был представлен на конкурс в Морской отдел Русского технического общества, где 7 апреля 1905 года был рассмотрен и удостоен премии.
Как всегда проект после похвал положили под сукно.

В течение последующих лет Морское министерство было буквально завалено проектами боевых судов с дизельными установками. Все проекты дизельных линейных кораблей и океанских крейсеров один за одним отвергались Морским министерством, несмотря на благоприятные отзывы Морского генерального штаба и Морского технического комитета. Но в 1912 году тоже самое произошло с проектом Белявина, который представил детально разработанный "моторный крейсер".
Интересно, что и немцы, после удачной постройки дизельных линкоров, как только позволили обстоятельства вернулись к постройке линкоров обычной конструкции. А американцы, нуждавшиеся в кораблях с большой дальностью хода не меньше, чем русские, даже не приступали к их постройке.
Аватар пользователя Starik
Не в сети
Регистрация: 11.03.2012
Сообщения: 52

Вопрос в шумности и вибрации больших дизелей на полной мощности. Современным гражданским дизельэлектроходам это не критично (не нужно форсировать мощность для скорости), а вот для военных это критично - от вибрации на полном ходу разрушалась конструкция корабля, сбивалась настройка точных приборов, в частности прицелов.

Аватар пользователя Гаттерас
Не в сети
Регистрация: 01.04.2012
Сообщения: 30

Starik написал:
Вопрос в шумности и вибрации больших дизелей на полной мощности. Современным гражданским дизельэлектроходам это не критично (не нужно форсировать мощность для скорости), а вот для военных это критично - от вибрации на полном ходу разрушалась конструкция корабля, сбивалась настройка точных приборов, в частности прицелов.

Да, именно поэтому немцы и не строили после карманных линкоров другие крупные военные корабли с дизельными двигателями. По свидетельству тех кто плавал на этих кораблях при полном ходу просто невозможно было прицелиться, разброс снарядов увеличивался в разы! Наконец, неожиданным препятствием для достижения полного хода оказался чудовищный шум, издаваемый дизелями. На полном ходу у людей в машинном отделении начинала течь из ушей кровь, а в кают-компании офицеры вынуждены были переписываться с помощью специально запасенных дощечек. Второй причиной отказа от дизилей на военных кораблях - их низкая надежность. Две, три, четыре тысячи часов — вот максимум, который удавалось выжать из дизелей, сильно проигрывавших в сравнении с почти неограниченной длительностью работы паровых турбин. Спрашивается: - А зачем тогда столь большая дальность плавания, если за это время надо чинить мотор не мене 5-ти раз!
Не случайно, отказавшись от версальских ограничений, немцы перестали строить дизельные крейсеры и линкоры. Тем более что в середине 1930-х годов стало ясно: скорость этих боевых кораблей должна быть не 23—26 узлов, а 30 — 33. Такие скорости требовали увеличения мощности в 2—2,5 раза. А утверждать, что им удалось создать дизельные установки и такой мощности, немцы уже не решились. Да в этом и не было необходимости.
Ленты новостей