В XIII в. в дополнение к когам существовали и другие довольно крупные суда – нефы, которые ввиду всеобщей распространенности именовали просто кораблями. На нэфе все еще в качестве вспомогательного движителя использовали весла. Из-за необходимости в большой команде нефы были менее выгодны по сравнению с когами. В своих «Хрониках» Джованни Виллани свидетельствует, что около 1304 г. «некие люди из Байонны в Гаскони на судах, которые они называли когами, прошли через Гибралтарский пролив и явились в наше море как пираты... с тех пор генуэзцы, венецианцы и каталонцы плавают на когах и больше не пользуются кораблями (нефами), поскольку коги более надежны и дешевы, каковое обстоятельство обусловило значительные изменения в составе нашего военного флота». И это не удивительно, так как кроме увеличенной команды неф имел рулевые весла, которыми управлять было труднее, чем рулем когога. Руль тогда был нововведением, сильно улучшавшим управляемость судна, а значит позволявший уменьшить экипаж и увеличить размеры корабля.
Северный ког, нес только одны мачту с одним прямым парусом. Такое парусное вооружение вполне подходила для ганзейской торговли вдоль берегов, при почти постоянных курсах в пол ветра.
В средиземном море ког получил косое вооружение сначало на своей единственной мачте, а потом, с ростом размеров когов, уже на двух. Когда Жан де Бриенн, предводитель крестоносцев, обложил в 1218 г. Дамьетту, для поддержки штурма он использовал коги, связанные попарно, о чем свидетельствует хроникер Оливьеро да Колонья.
Коги составляли часть флотилии Бьяджио Ассерето у Понзы в 1435 г., но они, по всей вероятности, представляли собой уже совершенно другой тип судна, хотя и носили то же название. Средиземноморский ког 1200-1400 гг. совершенно отличался от североевропейского кога. Последние представляли собой средних размеров суда с одним большим прямым парусом и всего одной палубой.
В сражении между судами Гая Фландрского и Райньера Гримальди из Генуи, которая имела место в августе 1340 г., Виллани говорит, что у Райньера было двадцать пять галер, прибывших из Генуи, и двадцать круглых (парусных) кораблей, оснащенных в Кале, тогда как Гай Фландрский имел восемьдесят когов с надстройками и оснасткой «соответственно особенностям того моря», и с командой не менее ста человек.
Хроникер в двух местах продолжает подчеркивать, что североевропейские коги имели иную оснастку, чем средиземноморские, и что их использование у моряков Средиземноморья в начале 1300 г. получило широкое распространение, вынудив их «отказаться от плавания на больших кораблях».
Наиболее достоверные изображения североевропейских когов можно видеть на многочисленных печатях немецких городов, присоединившихся к Ганзейскому союзу, и в особенности на печати города Эльбинга, которая может быть да-
тирована приблизительно 1350 г. Ког на ней имеет круто изогнутый прямой форштевень и ахтерштевень, один руль и одну мачту с прямым парусом. Когда ког прижился в Средиземноморье, он, вероятно, увеличился в размерах, продолжая сохранять форму корпуса и парусное вооружение, о чем свидетельствует Филиази в своей «Метопе Storiche di Venezia», где он ссылается на коги, способные перевозить от семисот до восьмисот человек. Декрет, провозглашенный доном Педро Арагонским в 1340 г., ставит коги в один ряд крупными кораблями: «Que si alguna паи, cocha о altro vexel gros...» («так что если любой корабль, ког или другое крупное судно...»).
Новым типом судов, который появился вслед за когом стала карака. Мы имеем возможность увидеть довольно точное изображение караки 1268 г. в морском договоре «Contractus Navigiis Dominis Regis cum Venetis», который король Франции Людовик подписал с Венецианской республикой с целью поставки судов для крестового похода. Этот договор содержит перечень размеров и особенностей некоторых судов, в частности, носивших названия «Санта-Мария», «Рокфор» и «Святой Николай». «Рокфор» имел киль длиной в 103,34 фута (31,5 м) и общую длину в 162,4 фута (49,5 м), ширину в 46,94 фута (14,31 м), две полные палубы, главную палубу и надстройки на носу и корме высотой в три твиндека (межпалубное пространство; здесь имеется в виду: «высотой в три этажа»). Команда насчитывала сто десять человек, однако судно могло взять на борт от семисот до восьмисот человек и пятьдесят лошадей.
Из заключенного с Генуей договора на поставку судов явствует, что генуэзские суда имели две мачты (самая высокая впереди), латинское парусное вооружение (косые треугольные паруса на мачтах) и два рулевых весла на корме. Эти суда классифицируются как корабли, а не как коги возможно потому, что они были крупнее и имели такелаж (веревочные ванты и снасти) на двух мачтах с латинскими парусами.
Это произошло по той причине, что ког перестал удовлетворять всем требованиям, которые изменились и увеличились в числе. Естественно моряки и кораблестроители стремились приспособить ког для других целей. Но он не очень хорошо подходил для увеличенных партий грузов, для длительных плаваний. Необходимы были суда с увеличенной вместимостью и лучшей мореходностью, с дополнительными парусами, позволяющими лучше использовать ветер. Так стали появляться суда отличные от кога.