
Крейсер «Royal Arthur» (тип «Edgar») (1891 г) (Перейти к изображению)

Крейсер «Gibraltar» (тип «Edgar») (1892 г) (Перейти к изображению)
Крейсера 1-го класса, созданные Уайтом в развитие проекта «Blake»; заказаны на основании «Акта о морской обороне» 1889.
Уменьшив по сравнению с прототипом размеры, установив менее мощные двухцилиндровые машины тройного расширения, снизив проектную скорость с 22 до 20 узлов и запас угля, Уайт разместил вооружение прототипа в меньшем на 1800 т водоизмещении. При этом ЭУ оказалась гораздо надежнее, чем у «Blake», а большинство единиц серии («Royal Arthur» был заложен под именем «Centaur», но переименован в ходе постройки) на испытаниях развили проектный ход. В форсированном режиме мощность повышалась до 12.000 л.с, скорость всех кораблей достигала 20 узлов.
В итоге новые крейсера превзошли своих непосредственных предшественников по всем параметрам, за исключением толщины броневой палубы; кроме того, их постройка и эксплуатация обходились значительно дешевле.
За время службы «Edgar» и его систершипы показали себя отличными ходоками и продемонстрировали хорошую мореходность. Так, «Royal Arthur» был способен поддерживать 18-узловую скорость на протяжении 48 часов: столь завидный показатель был достигнут после 18 месяцев напряженной службы крейсера в качестве флагманского корабля Тихоокеанской станции (без единого докования)!
Для вспомогательных нужд использовался один дополнительный цилиндрический котел.
Днища «Gibraltar», «Crescent», «Royal Arthur» и «St. George» были покрыты деревом и медными листами (для службы в тропиках), что увеличило водоизмещение примерно на 350 тонн, снизило скорость хода на пол-узла и несколько ухудшило автономность.
234-мм орудия, как и у прототипа, размещались в оконечностях, 152-мм — в казематах на батарейной палубе (4 ствола) и в палубных щитовых установках (6 стволов). «Crescent» и «Royal Arthur» были снабжены полубаком, служившим для увеличения площади надводного борта в носовой части и улучшения мореходности. Вместо бакового 234-мм орудия на этих кораблях поставили две 152-мм пушки. Кроме того, в процессе эксплуатации некоторые крейсера вместо прежних 457-мм получили 2—533-мм торпедных аппарата.
Крейсера предназначались для ведения разведки в интересах соединений линейных кораблей. Удачная конструкция обусловила им более долгую службу, чем у многих крейсеров, построенных куда позже — свыше 25 лет. В начале своей карьеры они дислоцировались преимущественно на заморских станциях (например, «Crescent» был флагманским крейсером североамериканской-Вест-Индской станции в 1895-1897 и 1899-1902).
К началу мировой войны устарели, но в качестве крейсеров довольно широко применялись до 1915. Затем были переоборудованы в различные вспомогательные суда, хотя многие из них служили учебными кораблями еще до войны. Так, «Edgar», «Crescent», «Gibraltar», «Grafton», «Hawke», «Royal Arthur» и «Theseus» в 1913 были зачислены в учебную эскадру Куинстауна. «Edgar» вместе с «Hawke» и «St. George» служил учебным кораблем для юнг флота при 4-й крейсерской эскадре еще в 1909. «Theseus» в 1905-1913 служил тендером в Девон-порте; «Endymion» в 1906—1912 использовался в качестве тендера в Ширнессе, в том числе для подготовки артиллеристов (через год его назначили флагманским кораблем командующего учебной Куинстаунской эскадрой). «St. George» в 1909—1910 являлся плавбазой эсминцев в Чатеме, затем его перевели на север страны.
«Hawke» оказался самым невезучим кораблем серии. 20.09.1911 в Соленте он столкнулся с лайнером «Olympic» и потерял шпирон; корабль вскоре ввели в строй, но уже без тарана.
Во время несения блокадной службы в Северном море на участке Питерхлэд — Ставангер «Hawke» был потоплен 15.10.1914 немецкой подводной лодкой U-9 под командованием легендарного капитан-лейтенанта Отто Веддигена (до этого Веддиген потопил сразу три английских броненосных крейсера у побережья Голландии).
В 11.53 лодка выпустила с дистанции 150 метров торпеду. Крейсер затонул через 8 минут; погибли 524 человека, британские эсминцы подобрали только одного офицера и 20 матросов (по другим данным, около 70 человек).
Начало войны показало, что корпуса крейсеров типа «Edgar» оказались слишком хрупкими для использования в северных водах. К концу года со всех оставшихся кораблей сняли 234-мм орудия MkVI (у кого они еще оставались) и их лафеты, которые направили на вооружение новых мониторов.
«Crescent» с начала 1915 выполнял обязанности брандвахты в Хое, в 1917 был разоружен и превращен в плавбазу.
«Gibraltar» в 1915 тоже разоружили и направили на Шетландские острова, где он служил плавбазой для крейсеров Северного патруля.
«Edgar», «Endymion», «Grafton» и «Theseus» в 1915 оснастили противоторпедными булями и использовали для огневой поддержки десанта в Дарданеллах. Вместо демонтированных 234-мм пушек в оконечностях установили по одной 152-мм, что довело общее количество шестидюймовок до 12. К концу войны были установлены зенитные орудия, но детали этого довооружения неизвестны.
«Grafton» в 1919 находился на Черном море, где служил плавбазой для британских кораблей, поддерживавших белогвардейцев.
«Royal Arthur» в 1915 стал брандвахтой в СкапаФлоу, затем — плавбазой подводных лодок.
«St. George» был плавбазой подводных лодок в Эгейском море в 1918-1919.
Все крейсера сданы на слом в 1920-1921, лишь «Gibraltar» в 1923.