Переходя к типам военных кораблей, строившихся после XV в., мы находим у Пантеро Пантера в «Armala Navale» список следующих типов судов: галеры (с подтипами), галиоты, бриги, фрегаты, фелюки и касталделлы, к которым следует добавить галеасы и фусты. Галера, как уже упоминалось, использовалась во флоте Восточной Римской империи. Вайнсолф говорит, что «то, что древние называли либурнами, люди нашего времени зовут галерой».
Однако в X в. галеры не представляли собой костяка флота. Эту роль играли дромоны, селандеры и яхты, а галеры использовались для разведки и других заданий, где требовалась скорость. Очевидно, что галеры XII-XIII вв. были уже далеко не такими, как галеры X в., а являлись измененной разновидностью дромона, утратившего один ряд весел со всеми гребцами на палубе, который имел одну или две мачты с латинскими парусами и позднее только один руль. Другими словами, большие дромоны с двухсот тридцатью гребцами и семидесятю солдатами были приблизительно того же размера, что и легкие галеры XII—XIII вв., которые были значительно крупнее, чем galia moneres предыдущих веков.
Для описания различных типов кораблей, построенных до 1300 г., потребовалось сформулировать великое множество теорий, чтобы разрешить некоторые проблемы кораблестроения и расположения людей на веслах. С галерами дело обстоит иначе. Это относительно современные корабли, для которых мы располагаем описаниями, чертежами и богатым иллюстративным материалом.
Главная отличительная особенность галеры состоит в том, что это корабль, состоящий из двух отдельных частей: корпуса, который является несущей конструкцией и планшира, или рамы, — огромной деревянной прямоугольной конструкции, которая короче, но много шире корпуса и служит для размещения уключин, а также для расположения на ней орудий и солдат на переднем конце «носовой платформы» и вдоль двух боковых коридоров над уключинами.
На картинах корпус, как правило, не виден, но можно разглядеть планшир, весла, мачты, паруса и маленький полуют, обычно накрытый роскошным навесом, который венецианцы называли celega. В носовой части у корпуса имелся мощный таран и весьма округленная палуба, круто спускающаяся к бортам, чтобы дать возможность воде, которая легко бы залила такую низкую палубу, скатиться назад в море. Внутри корпуса выделялись следующие участки от носа к корме:
- Носовое (или докторское) отделение, в которое вел трап от двадцать третьей банки по правому борту. Там хранились канаты и хирургические инструменты, а также располагался госпиталь для больных.
- Парусное отделение, примыкающее к пороховому отделению — вниз по трапу от четырнадцатой банки по левому борту, близ главной мачты. Там хранились тенты и паруса, а в пороховой камере — снаряжение для орудий. Здесь же боцман распределял и продавал вино.
- Среднее (или дренажное) отделение. Здесь хранилась сухая провизия, такая как галеты, солонина и так далее.
- Кладовая для воды, вина, колбасы, сыра и так далее, где имелись бочки для жидкостей и полки для всего остального — вниз по трапу от десятой банки по левому борту.
- Кормовая каюта, или кладовая с провизией для капитана, где также хранилось оружие и латы офицеров — вниз по трапу от шестой банки по правому борту.
- Ахтерпик, где находилась капитанская каюта, — вниз по трапу от люка по левому борту, ближайшего к капитанскому мостику.
Спуски в различные трюмы находились либо по правому, либо по левому борту. Согласно Обье, свет проникал в ахтерпик через круглые отверстия, именуемые cantanettes, но во все остальные отделения свет и воздух поступали только через входные люки на палубе.
Как можно увидеть из приведенного списка, не существовало специального отделения, чтобы разместить весьма большой экипаж. Только командующий и, возможно, несколько офицеров, имели возможность устроиться на ночь в ахтерпике. Но на легких галерах он был, как правило, таким маленьким, что там хватало места только для постели капитана, а офицеры спали на палубе под «сенью».
Остальные же спали кто где может. Гребцы, будь то свободные люди или рабы и осужденные, устраивались ночевать, сидя на своих банках, к которым рабы и осужденные были прикованы за ногу. Матросы и солдаты спали на носовой платформе и в боковых проходах, которые были, примерно 31,5 дюйма (80 см) шириной; солдаты при этом опирались о свои мешки и проводили ночь «в весьма неудобном положении».
Единственным укрытием от солнца и дождя был большой тент, который натягивался над средней частью галеры и прикрывал участок между носовой и кормовой платформами, где сидели гребцы и располагались матросы с солдатами. По этой причине галеры использовались в бою только в хорошую погоду и зимовали в порту Военно-морские кампании, следовательно, проходили только в теплый сезон
Отсутствие самых необходимых удобств также вынуждало галеры заворачивать в порт каждую ночь, или их вытаскивали на берег, чтобы экипаж мог отдохнуть. Только под парусом, с веслами, поднятыми из воды и сложенными в проходах (весла убраны), было возможно оставаться в море, так как передвижение с помощью паруса позволяло задействовать только небольшое число матросов.