В связи с тяжелой обстановкой, сложившейся на Дальнем Востоке в ходе войны с Японией, осенью 1904 г. российское военно-политическое руководство сформировало 2-ю Тихоокеанскую эскадру. Она состояла из 7 эскадренных броненосцев, 1 броненосного крейсера, 7 бронепалубных и 5 вспомогательных крейсеров, 9 эскадренных миноносцев. Эскадру возглавил контр-адмирал З.П. Рожественский (произведен в вице-адмиралы в октябре уже после отправки эскадры), младшими флагманами стали контр-адмирал Фелькерзам и контр-адмирал Энквист.
15 октября основные силы 2-й Тихоокеанской эскадры вышли из Либавы. Впереди был исключительно трудный переход через два океана. На всем протяжении пути Россия не имепа ни одной военно-морской базы. Под давлением Великобритании, придерживавшейся дружественного нейтралитета по отношению к Японии, ряд государств отказался снабжать русские корабли в пути и запретил им вход в свои порты.
Трудности в получении снабжения и производстве ремонта, зависимость от частных фирм, доставлявших уголь по контрактам, вынудили Морское министерство послать вместе с эскадрой большое число транспортов с углем, продовольствием и пресной водой, плавмастерскую «Камчатка», два госпитальных и несколько буксирных судов.
21 октября 1904 г. эскадра пришла в Танжер, где разделилась на два отряда. 1-й отряд под командованием Рожественского, состоявший из новых броненосцев типа «Бородино», которые из-за большой осадки не могли пройти Суэцким каналом, продолжил путь вокруг Африки. 2-й отряд под командой Фелькер-зама направился через Средиземное море к Суэцкому каналу. Первоначально задача эскадры Рожественского состояла в том, чтобы, прорвавшись в Порт-Артур, усилить 1-ю Тихоокеанскую эскадру для завоевания господства на море. Однако к тому моменту, когда оба отряда вновь соединились в порту Диего-Суарес (остров Мадагаскар), Порт-Артур уже захватили японцы, а 1-я Тихоокеанская эскадра была уничтожена. В связи с этим 2-й эскадре поставили новую задачу: прорваться во Владивосток и продолжить борьбу «за завладение Японским морем».
Для усиления Рожественского с Балтики был послан отряд под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова в составе 1 эскадренного броненосца, 3 броненосцев береговой обороны и 1 старого крейсера — 3-я Тихоокеанская эскадра. 8 мая отряд Небогатова у берегов Индокитая присоединился к адмиралу Рожественскому, образовав 3-й боевой отряд 2-й Тихоокеанской эскадры. Русские корабли продолжили поход, приближаясь к Японскому морю, где их поджидал Соединенный флот адмирала Хейхатиро Того.
Достигнуть Владивостока можно было тремя путями: через Корейский, Сангарский или Лаперузов проливы. Учитывая преимущество в эскадренной скорости главных сил японского флота, которая позволяла развернуть их своевременно на любом направлении, и свои затруднения с топливом, адмирал Рожественский избрал самый опасный, зато кратчайший путь через Корейский пролив. Боевое столкновение флотов он считал неизбежным в любом случае.
Российская официальная пресса предсказывала его исход довольно оптимистично: «При таком энергичном адмирале, каким является Рожественский, мы вправе надеяться, что наш флот выполнит все то, что будет в его силах. И Японии недешево обойдется первый же эскадренный бой». Большинство адмиралов и офицеров сомневались в решительной победе, но были все же уверены, что основная часть эскадры достигнет Владивостока, нанеся противнику чувствительные потери. Эта уверенность основывалась на опыте боев 1-й Тихоокеанской эскадры в море, где потери в кораблях были незначительны, и на анализе соотношения сил противников.
Действительно, при количественном превосходстве японцев в крейсерах и миноносцах русская эскадра по численности эскадренных броненосцев не уступала противнику, даже превосходила его по числу 254-мм и 305-мм орудий. Четырем сильнейшим кораблям адмирала Того адмирал Рожественский мог противопоставить четыре новейших броненосца типа «Бородино». С другой стороны, по общему числу броненосных кораблей, их бронированию, скорости хода и количеству орудий калибра 152—203 мм русская эскадра была значительно слабее японского флота. 2-я Тихоокеанская эскадра могла произвести 134 выстрела в минуту, выбросив около 0,8 тонны взрывчатого вещества, тогда как эскадра Того могла сделать в минуту 360 выстрелов, выбросив около 10 тонн взрывчатки. К тому же русская эскадра состояла из кораблей разных типов, что затрудняло их использование и понижало боевую мощь эскадры в целом.
Комплектование 2-й Тихоокеанской эскадры личным составом имело ряд недостатков. Рядовой и унтер-офицерский состав эскадры более чем наполовину состоял из запасных и новобранцев. Некомплект в офицерском составе пополнился за счет запасников, мобилизации моряков торгового флота и досрочного выпуска из Морского кадетского корпуса. Поэтому перед началом похода боевая подготовка экипажей находилась в зачаточном состоянии. Надежды на восполнение пробелов во время похода не оправдались, особенно по части артиллерийской подготовки, от которой зависел успех боя. На кораблях отсутствовали снаряды для практических стрельб: их из Либавы отправили на Дальний Восток по железной дороге (!).
Плохо обстояло дело с освоением новой техники, в частности оптических приборов для стрельбы на больших и средних дистанциях. Как отмечал командующий в своем приказе после одного из учений, лучше всего при совместном маневрировании эскадре удавался «строй кучи», а управляющие огнем при стрельбе пускали ценные боевые снаряды «наудалую».
Рожественский хорошо знал о низком уровне подготовки своих подчиненных, и это не добавляло ему оптимизма. Поэтому он избрал строго централизованные приемы боевого управления, сведя к нулю инициативу командиров соединений и кораблей. Со своими замыслами командующий никого не ознакомил. Из приказов Рожественского можно было уяснить лишь то, что общая задача эскадры заключалась в прорыве через Корейский пролив во Владивосток.
При встрече с противником броненосцам всех отрядов предписывалось действовать совместно против японских броненосцев. 1-й минный отряд должен был прикрывать их от атак японских миноносцев, а остальным крейсерам и миноносцам предстояло защищать транспорты. В случае выхода из строя флагманского корабля эскадру должен был вести следующий за ним броненосец.
Тактическая организация русской эскадры предусматривала выделение четырех кораблей типа «Бородино» в отдельный отряд под личным командованием Рожественского, державшего флаг на броненосце «Князь Суворов». Но при этом отнюдь не имелось в виду раздельное маневрирование отрядов; 12-и японcким броненосным кораблям командующий эскадры предполагал противопоставить 12 своих в сомкнутом строю на эскадренной скорости всего 9 узлов. Из этого видно, что Рожественский имел в виду обеспечение прорыва не путем нанесения удара по противнику, а только отражением японских атак. Таким образом, он отказался от инициативы еще до начала сражения.
Готовился к встрече с русским флотом и адмирал Того. За пять месяцев, прошедших после падения Порт-Артура, японский флот успел не только отремонтировать корабли, но и повысить уровень боевой подготовки. За это время были учтены некоторые уроки боя в Желтом море: отработано централизованное управление огнем при стрельбе нескольких кораблей по одному объекту, более грамотно решен вопрос о выборе позиции для охвата головы кильватерной колонны и т.д.
К моменту прихода 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток главные силы японцев (1-й и 2-й боевые отряды) находились в корейском порту Мозампо. У острова Цусима были расположены 3-й боевой отряд и номерные миноносцы. В 120 милях (222 км) к югу от Мозампо патрулировали легкие и вспомогательные крейсеры. Японский флот представлял собой большую силу, прочно спаянную, с боевым опытом. воодушевленную предыдущими успехами в войне.