
Эскадренный броненосец «Ретвизан» (Перейти к изображению)

Эскадренный броненосец «Ретвизан» (вид спереди) (Перейти к изображению)
Реализация дополнительной судостроительной программы 1898 г. заставила русское правительство воспользоваться услугами иностранных фирм. В частности, один броненосец и один крейсер (Варяг) заказали в США верфи Крампа в Филадельфии.
Крамп предложил строить броненосец по чертежам американского броненосца «Iowa». Но заказчик потребовал считать прототипом «Пересвет», с заменой 10-дюймовых орудий на 12-дюймовые и трехваль-ной силовой установки на двухвальную. Крамп спроектировал корабль короче и несколько шире «Пересвета», без полубака. Броненосец имел гладкопалуб-ный корпус с высоким надводным бортом. От форштевня до ахтерштевня шли три сплошные палубы — верхняя, батарейная (главная) и жилая. Под ними имелись еще две палубы — верхняя и нижняя платформы, разделенные машинно-котельными отделениями. Водонепроницаемые переборки разделяли корпус на 15 отсеков; по высоте они доходили до жилой палубы.
«Ретвизан» стал первым русским броненосцем, обладавший принципиально новой системой обеспечения непотопляемости. У него отсутствовала не оправдавшая себя магистральная водоотливная труба. Каждый отсек имел автономные водоотливные средства, насосы вместе с электромоторами стояли в водонепроницаемых кожухах.
Система бронирования напоминала прототип, с некоторым увеличением толщины брони казематов и боевой рубки. Главный броневой пояс «Ретвизана» имел высоту 2,14 и длину 78 метров. Толщина его составляла 229 мм, под водой она плавно уменьшалась до 127 мм. Выше по той же длине шел верхний пояс высотой 2,3 метра и толщиной 152 мм. На 11-м и 79-м шпангоутах оба пояса замыкали 178-мм траверзы.
Броня по ватерлинии доходила до оконечностей, где ее толщина составляла 51 мм. Над цитаделью возвышался 127-мм каземат, защищавший все 6-дюймсзые орудия. Броневая палуба имела карапасную форму и примыкала к нижней кромке главного пояса.
Барбеты башенных установок ниже батарейной палубы защищали 102-мм, выше — 203-мм плиты. Сами башни имели 229-мм вертикальную броню и 51-мм крышу.
Боевая рубка имела слишком широкие смотровые щели и выпуклую грибовидную крышу. Опыт войны показал, что осколки часто влетали в смотровые щели и, рикошетируя от крыши, поражали находившихся вну-
три людей. Однако такая конструкция была типовой для всех крупных кораблей русского флота, что стоило жизни многим морякам. Общий вес брони «Ретвизана» составил 3300 т — 25,9% от проектного водоизмещения. Это был наилучший показатель среди русских кораблей, построенных до начала войны, кроме «Наварина» (34%).
305-мм орудия Обуховского завода со стволами длиной 40 калибров располагались в башнях, конструктивно повторявших башни «Пересвета». 152-мм пушки Канэ стояли на батарейной палубе в бронированных спонсонах; еще четыре — в таких же спонсо-нах палубой выше. Их прикрывали 51-мм броневые щиты. У 75-мм пушек защита отсутствовала; 6 таких орудий располагались в спонсонах на верхней палубе, остальные 14 — на батарейной палубе вне каземата. 47-мм пушки Гочкиса размещались в носовой части спардека, на нижних ярусах носового и кормового мостиков и боевых марсах. Одноствольные 37-мм пушки стояли на верхнем ярусе носового мостика. Четыре подводных торпедных аппарата установили неподвижно, два надводных бортовых были поворотными.
Машины тройного расширения располагались параллельно друг другу, разделенные водонепроницаемой продольной переборкой. Котлы объединялись в шесть групп по четыре. Стремясь к экономии массы, Крамп добился разрешения на установку котлов системы Никлосса, которые проявили себя ненадежными и опасными в эксплуатации. Но зато ему удалось избежать перегрузки — удивительный для того времени факт.
Следует отметить, что «Ретвизан» был построен намного быстрее и дешевле, чем любой броненосец. строившийся в России. Корабль сошел на воду, пробыв на стапеле всего 15 месяцев, а начал кампанию спустя 17 месяцев после спуска.
К тому времени он был полностью укомплектован прибывшим из России экипажем. Моряков приятно удивили разные мелочи: обилие душевых для кочегаров, просторная прачечная, всевозможные облегчающие труд приспособления.
«Ретвизан» сочетал отличное бронирование, мощное вооружение, хорошую мореходность и повышенный комфорт для экипажа. По своим боевым качествам он превосходил всех предшественников российской постройки и не уступал японскому броненосцу «Mikasa». Прибыв на Балтику в июне 1902 г., «Ретвизан» в октябре отправился на Дальний Восток. В ходе внезапной атаки Порт-Артура японскими миноносцами 26 января 1904 г. он получил попадание торпеды, принял свыше 2000 тонн воды и сел на мель при попытке перейти с внешнего рейда на внутренний. Его сняли с грунта и отремонтировали, но перед самым сражением в Желтом море он получил 7 попаданий от японских осадных орудий, одно из которых вызвало значительное затопление отсеков.
Корабль все же вышел в море и принял участие в бою, в котором был поражен полутора десятками неприятельских снарядов. Вернувшись в Порт-Артур, он разделил судьбу эскадры. 23 ноября, после ряда попаданий 11-дюймовых снарядов, броненосец опустился на грунт, оставив над водой надстройки и часть верхней палубы. После сдачи крепости японцам быстро подняли «Ретвизан», но его ремонт продлился почти три года. Котлы Никлосса заменили котлами системы Миябара, русскую артиллерию — пушками Армстронга, подводные торпедные аппараты сняли.
В ноябре 1908 г. корабль под наименованием «Хидзен» вступил в строй японского флота. Последующие тринадцать лет прошли в учебных плаваниях и маневрах.
В сентябре 1921 г. «Хидзен» перечислили в корабли береговой обороны, а через год разоружили, переоборудовав в корабль-мишень. Спустя еще два года (в июле 1924 г.) старый броненосец затонул при испытаниях новых торпед.